Ненормированный рабочий день. Статья Андрея Исаева
![](https://cdn.er.ru/media/news/March2021/sa0a0SSY1ouPZuzMHKD5.jpg)
В последние дни в обществе вновь возобновилась дискуссия по поводу ненормированного рабочего дня.
Напомню, что после недавнего принятия изменений в трудовое законодательство некоторые вопросы так и остались не решенными. Это, в частности, относится и к ненормированному рабочему дню.
101 статья Трудового кодекса дает следующее определение данного термина: это особый режим работы, в соответствии с которым работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.
Но понятие «эпизодически» оказалось чрезмерно растяжимым. Кроме того, в статье не перечислены категории работников, для которых может устанавливаться ненормированный рабочий день. В результате при массовом переходе граждан на удаленный режим работы, который начался в связи с пандемией коронавируса, возник ряд проблем.
Во-первых, ненормированный рабочий день стали вписывать в трудовой договор чаще, и все нормы, связанные с защитой личного времени на дистанте, переставали соблюдаться. Расплывчатая формулировка об «эпизодическом» привлечении работников к труду за пределами установленного рабочего времени способствовала этому. Оказалось совершенно невозможным отделить эпизодическую работу от неэпизодической.
Во-вторых, ненормированный рабочий день стал использоваться в качестве легального обхода 99 статьи Трудового кодекса о сверхурочной работе. Отмечу, что 99 статья предусматривает достаточно жесткий порядок привлечения к работе сверхурочно, включая согласование с работником, учет мнения первичной профсоюзной организации в ситуациях «по умолчанию», повышенную оплату и максимально установленную законом продолжительность. Что касается ненормированного рабочего дня, то Трудовой кодекс не предполагает какой-либо денежной компенсации за дополнительную работу, кроме добавления трех дней к отпуску.
Эти проблемы поднималась нами и ранее. В частности, в конце прошлого года председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев обсуждал их на совещании, посвященном совершенствованию социально-трудового законодательства. Тогда он предложил рассмотреть разные пути решения сложившихся проблем, в том числе возможность предоставления еще более продолжительного отпуска или введения материальной компенсации за ненормированный рабочий день.
С нашей точки зрения, дополнительные социальные гарантии для людей, работающих ненормировано, действительно необходимы. Такие меры позволят не только защитить интересы работников, но и сформировать более ответственное отношение работодателей к введению ненормированного рабочего дня в отношении своих сотрудников. Например, если работник будет получать не три дополнительных дня к отпуску, а десять, то работодатель будет устанавливать ненормированный рабочий день реже: только если количество времени, проработанное человеком сверх установленной нормы, окажется не меньше 80 часов в год.
Также, на наш взгляд, необходимо законодательно ограничить перечень должностей, к которым может применяться режим ненормированного рабочего дня. Например, в такой перечень можно включить государственных и муниципальных служащих, руководителей организаций, главных бухгалтеров, представителей творческих профессий.
В ближайшее время мы планируем подробно обсудить эти предложения на заседании рабочей группы комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, занимающейся мониторингом практики применения Трудового кодекса.
![Исаев Андрей Константинович](https://cdn.er.ru/media/people/member_photos_site/photos_670029/photo-1635167223.jpg)