Карта сайта
28 января 2016, 16:56

План реализации партийного проекта «Модернизация образования»

Название проекта

Модернизация образования.

Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания                                             «Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания  на 2014-2016 годы»:

Подпрограмма 1 «Развитие системы дошкольного образования»

Подпрограмма 2 «Развитие начального, основного, среднего общего образования»

Подпрограмма 3  «Совершенствование системы воспитания детей и молодёжи в образовательных учреждениях»

Подпрограмма 4 «Развитие системы дополнительного образования детей»

Подпрограмма  5  «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи»

Подпрограмма   6   «Развитие осетинского языка»

Подпрограмма 7  «Развитие профессионального образования в Республике  Северная  Осетия – Алания»

Подпрограмма 8  «Повышение квалификации и переподготовка работников системы образования»

Подпрограмма 9  «Прочие мероприятия в сфере образования Республики Северная Осетия-Алания»

Подпрограмма 10  «Социальная помощь населению: охрана семьи и детства»

Подпрограмма 11  «Развитие научной и научно-технической деятельности в Республике  Северная  Осетия – Алания»

Подпрограмма 12  «Обеспечение создания условий для реализации Государственной программы «Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы»

Территория реализации проекта

Республика Северная Осетия-Алания

Обоснование актуальности проекта

Несмотря на позитивные изменения, произошедших в системе образования республики  в ходе реализации Комплексного проекта модернизации российского образования на период до 2010 года и увеличения бюджетных расходов на образование, в настоящее время сохраняются достаточно серьезные проблемы, решение которых необходимо для достижения  удовлетворенности республиканского сообщества качеством образования.

Эти проблемы определены в концептуальных документах и в целевых программах федерального и республиканского уровней. В их перечне первостепенной определена – недостаточная социальная эффективность действующей системы образования, в том числе ее отставание от запросов современной экономики и общества.

Материальная база системы образования Республики Северная Осетия-Алания в целом находится в удовлетворительном состоянии. Однако остаются еще значительные проблемы  приведения инфраструктуры образовательных учреждений в соответствие нормативным требованиям образовательной  деятельности учреждений образования. Эта проблема сводится к ряду частных проблем, взаимосвязанных и взаимообусловленных по целям и задачам развития образования. Здесь особо выделяется недостаточность действующих объемов нормативно-подушевого финансирования для обеспечения функционирования малокомплектных школ и школ, реализующих инновационные образовательные программы.

Продолжает оставаться серьезной социальной проблемой нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях (организациях), в связи с чем необходимы конкретные мероприятия по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста. Учитывая необходимость  создания новых учреждений дошкольного образования, необходимо также создавать условия для привлечения сюда значительного числа специалистов.

Несмотря на то, что в республике создана система поддержки одаренных детей и олимпиадного движения, сопровождение одаренных детей не стало приоритетом всех муниципальных образований республики и,  как следствие, вовлеченность талантливых школьников республики в международные и всероссийские конкурсы и их результативность по-прежнему остаются низкими.

Система общего образования Республики Северная Осетия-Алания характеризуется повышением результатов по академическим показателям. Об этом свидетельствует превышение среднего балла ЕГЭ по ряду предметов в сопоставлении с общероссийскими показателями, а также рост числа выпускников, набравших по трем предметам ЕГЭ более 225 баллов. Но при этом, остаются значительными резервы повышения академической успешности учащихся, особенно по предметам естественно-математического цикла. Отмечается также невысокий  уровень подготовки выпускников школ, поступающих в образовательные учреждения (организации) среднего профессионального образования.

Важной социальной проблемой является обеспечение доступности получения общего, среднего профессионального и высшего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Остается низкой ориентированность системы профессионального образования республики  и на потребности потенциальных работодателей. В связи с этим  существует проблема недостатка в обеспечении ряда отраслей экономики квалифицированными кадрами, в первую очередь, по приоритетным направлениям ее развития. Это требует значительного повышения активности вузов республики в научной и инновационной деятельности.

Одной из существенных проблем, отражающихся на качестве профессионального образования, является несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального и высшего образования современным требованиям экономики региона.

Недостаточная эффективность региональной системы заказа на подготовку специалистов в образовательных учреждениях (организациях) профессионального образования связана с  отсутствием сбалансированного, учитывающего интересы работодателей и государства, среднесрочного прогноза на  потребности специалистов и рабочие кадры.

Одной из существенных проблем, отражающихся на качестве профессионального образования, является несоответствие материально-технической базы образовательных учреждений (организаций) среднего профессионального и высшего образования современным требованиям экономики региона.

Несмотря на признание достижений республиканских вузов на федеральном уровне (об этом говорят результаты мониторинга их эффективности), они остаются недостаточно привлекательными для талантливой молодежи Республики Северная Осетия-Алания, других регионов Российской Федерации, зарубежных стран.

Система переподготовки и повышения квалификации педагогических работников республики отстает от реальных потребностей отрасли и не дает ожидаемого  развития кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса в соответствии с новыми образовательными стандартами.

Недостаточны имеющиеся условия организации работы отдельных специалистов в общеобразовательных учреждениях (организациях), а именно: педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов.

При том, что в Республике Северная Осетия-Алания наблюдается стабильная динамика роста заработной платы учителей (средний размер заработной платы учителя к концу 2012 года достиг уровня средней заработной платы по экономике Республики Северная Осетия-Алания), но это не решает вопросов привлечения молодых специалистов в отрасль образования − их доля составляет 3-5 %. При том, что старение и отток высококвалифицированных педагогических кадров из отрасли продолжается. В связи с этим требуются особые меры по повышению престижа и социального статуса профессии педагога.

В таком многонациональном и поликонфессиональном регионе, как РСО-Алания, пока еще недостаточно используется потенциал национального образования, недостаточно внимания уделяется сохранению родных языков, культуры, национальных обычаев и традиций, хотя именно здесь заложен важнейший воспитательный ресурс образования, в том числе  по гармонизации межнациональных отношений и по формированию у детей российской гражданской идентичности.

Система дополнительного образования детей требует существенных изменений как в плане развития сети образовательных учреждений (организаций), так и в плане расширения спектра и содержания образовательных программ, развития их программно-методического и кадрового обеспечения.

В республике накоплен многолетний опыт осуществления инновационной работы, приносящей существенные результаты по повышению качества общего образования: это личные достижения педагогов,  центры инновационного опыта, ресурсные центры, кадетская школа, профильные школы и другие, но нуждаются в совершенствовании механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.

Регулярно проводятся мониторинговые исследования результатов обучения, в том числе на базе международных измерительных материалов, но анализ полученных результатов вызывает затруднения у педагогов и руководителей учреждений образования.

Важным требованием сегодняшнего дня является также дальнейшее развитие независимых форм и механизмов участия граждан, общественных организаций, предприятий и профессиональных сообществ работодателей республики в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества образования.

Существует проблема неравномерного развития муниципальных систем образования, муниципальных образовательных учреждений РСО-Алания, территориальной и институциональной дифференциации качества образования. В связи с чем остается высоким разрыв в сопоставлении результатов ЕГЭ между образовательными учреждениями (организациями) РСО-Алания.

При переходе на новое содержание образования, обусловленное введением Федеральных государственных образовательных стандартов, требуется более эффективное использование новых форм и технологий образовательного процесса, включая использование информационных и коммуникационных технологий.

Несвоевременность и отсутствие комплексности решения перечисленных проблем может создавать  условия для развития неблагоприятных социальных и экономических последствий для республики. В связи с этим разработаны организационной основы развития образования в виде  целевой программы  консолидированных действий образовательного сообщества республики.

 

Обоснование электоральной привлекательности проекта

Новая экономика, основанная на новейших технологиях, требует подготовки специалистов, обладающих междисциплинарными знаниями, надпредметными компетенциями, умеющих перепрофилироваться, принимать эффективные и оправданные решения в динамично меняющихся условиях, работать в поликультурной среде.                  В связи с этим Государственная программа Республики Северная Осетия-Алания «Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания» на 2014-2016 годы нацелена на системные изменения в функционировании отрасли, которые предусматривают обеспечение доступности качественного образования; развитие современной системы непрерывного образования; развитие региональной системы оценки качества образования; расширение общественного участия в управлении образованием.

Многообразие и важность аспектов развития системы образования делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов образовательной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов для решения поставленных задач в рамках данной Программы.

Программа реализуется при комплексной системе мониторинга, действующей на основе принятых целевых показателей развития  системы образования РСО-Алания.

Цель проекта

Целью Программы является комплексное, эффективное развитие системы образования, обеспечивающее его доступность и качество путем  использования инновационных механизмов обучения, воспитания и социализации личности как важного фактора устойчивого социально-экономического и социокультурного развития Республики Северная Осетия-Алания в интересах человека, общества, государства.

Задачи проекта

1.        Формирование доступной эффективной, гибкой и  открытой системы непрерывного образования, обеспечивающей текущие и перспективные кадровые потребности социально-экономического развития республики

2.        Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также профессиональной подготовки, направленная на достижение современного качества образовательных  результатов и результатов социализации

3.        Доведение размера средней заработной платы отдельных категорий работников до индикативного уровня, определенного Указом Президента Российской Федерации №597 от 07 мая 2012 « О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

4.        Дальнейшее развитие системы оценки качества образования республики на основе принципов открытости, объективности, прозрачности и  общественно-профессионального участия

5.        Повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития республики

6.        Укрепление функциональных позиций осетинского языка в образовательной, общественной, социо-культурных сферах

7.        Поддержка эффективной работы научных школ, научных коллективов и отдельных ученых, обладающих высоким потенциалом и выполняющих научные исследования в приоритетных для социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания областях знаний

8.        Осуществление системного мониторинга  хода развития образования республики как механизма оценки его результативности и принятия своевременных управленческих решений.

Ожидаемый результат реализации проекта

1. Охват дошкольными образовательными услугами детского населения республики (от 1 года  до 7 лет), скорректированный на численность детей в возрасте 5 -7 лет, обучающихся в школе, в 2016 году до  74,3%;

2. Охват детей 3 – 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, скорректированной на численность детей в возрасте 5 -7 лет, обучающихся в школе, к 2016 году 100%;

3. Удельный вес численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные организации дошкольного образования, предоставляющие услуги дошкольного образова­ния, в общей численности детей, посещающих образовательные организации дошкольного образования, к 2016 году до 5%;

4. Удельный вес численности дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, соответствующим федеральным государственным стандартам дошкольного образования, в общем числе дошкольников, обучающихся по образовательным программам дошкольного образования, к 2016 году до 100%;

5. Число муниципальных образований, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования не менее чем в 80 процентов муниципальных образований, к 2016  году до100%;

6. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных (муниципальных) образовательных организаций дошкольного образования к средней заработной плате в общем образовании Республики Северная Осетия-Алания к 2016 году до 100%;

7. Поэтапное увеличение количества мест в образовательных организациях, в том числе в группах кратковременного пребывания, к 2016 году до 990.

8. Увеличение удельного веса  численности школьников, обучающихся по новым ФГОС, к 2016 году до 69% общего числа учащихся;

9. Рост отношения среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена к 2016 году до 1,66;

10.  Увеличение удельного веса численности педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации для работы в соответствии с новыми ФГОС, до 90% общей численности педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений;

11.  Увеличение доли муниципальных образований, в которых оценка деятельности общеобразовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) организаций общего образования не менее чем в 80 процентах муниципальных образований, к 2016 году до 100%;

12.  Создание современного центра для работы с интеллектуально одаренными детьми на базе физико-математического  лицея-интерната;

13.  Увеличение доли школьных учителей в возрасте до 30 лет к 2016 году до 22% от общей численности школьных учителей;

14.  Удельный вес численности общеобразовательных учреждений, имеющих  широкополосный «Интернет»  (не менее 2 Мб/сек), к 2016 году составит 22% общего числа общеобразовательных учреждений;

15.  Увеличение количества общеобразовательных учреждений, в которых создана безбарьерная среда, обеспечивающая совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, к 2016 до 16 учреждений.

16.  Уменьшение доли выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) образовательных учреждений к 2016 году до 1,21%;

17.  Увеличение удельного веса детей и подростков в возрасте 7-18 лет, принимающих участие в воспитательных мероприятиях, до 98% общего числа детей.

18.  Увеличение удельного веса обучающихся в возрасте 9-18 лет, участвующих в деятельности общественных объединений, до 40% общего числа обучающихся.

19.  Увеличение количества  подготовленных организаторов и специалистов патриотического воспитания до 332 человек;

20.  Увеличение количества действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодёжных, до 60;

21.  Охват детей дополнительными образовательными программами к общему числу обучающихся  в 2016 г. составит  70%;

22.  Удельный вес численности педагогических работников  государственных (муниципальных) образовательных организаций дополнительного образования детей, повысивших квалификацию в течение последних пяти лет, в общей их численности  к 2016 году составит 95%;

23.  Доля учреждений дополнительного образования детей, подключенных к сети «Интернет», - в 2016 г. составит 100%; 

24.  Удельный вес учреждений дополнительного образования детей, имеющих лабораторную, экспериментально-исследовательскую, компьютерную и технологическую базу для реализации современных подпрограмм научно-исследовательской, научно-технической, проектно-конструкторской деятельности обучающихся, в общей численности учреждений дополнительного образования детей  к  2016 г. составит 80%;

25.  Увеличение доли детей и молодежи, ставших победителями и призерами республиканских, Всероссийских, международных мероприятий к 2016 году до 47% от общего количества участников;

26.  Увеличение удельного веса образовательных учреждений полилингвального и поликультурного типа к 2016 году до 30% от общего числа дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ;

27.  100-процентное обеспечение образовательных учреждений республики  учебниками по осетинскому языку, осетинскому литературному чтению, осетинской литературе; учебниками и учебно-методическими пособиями полилингвального и поликультурного типа; квалифицированными педагогическими кадрами для системы национального полилингвального и поликультурного типа;

28.  Увеличение доли программ приоритетных научных исследований по осетинской филологии к 2016 году до 10% общего числа программ приоритетных научных исследований по осетинской филологии;

29.  Доля востребованных профессий, специальностей и направлений подготовки среднего профессионального образования и высшего образования на республиканском рынке труда, обеспеченных образовательными подпрограммами, соответствующими Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, к 2016 году до 100 %;

30.  Доля образовательных учреждений, в которых действуют органы, обеспечивающие государственно-общественное участие в управлении, к 2016 году до   100 %;

31.  Доля привлеченных внебюджетных средств в общем объеме средств учреждений  среднего профессионального образования к 2016 году не менее 15 % общего объема средств;

32.  Доля выпускников образовательных учреждений профессионального образования, успешно прошедших сертификацию в республиканских центрах сертификации профессиональных квалификаций, к 2016 году не менее 50 % общего числа выпускников;

33.  Доля учреждений профессионального образования, на базе которых открыты ресурсные центры профессионального образования, центры сертификаций профессиональных квалификаций и многофункциональных центров прикладных квалификаций к 2016 году не менее 45 % общего числа учреждений профессионального образования;

34.  Доля выпускников, трудоустроившихся по профессии (специальности) в первый год после выпуска, к 2016 году  не менее 50 % общего числа выпускников;

35.  Увеличение доли образовательных учреждений профессионального образования, в которых введен механизм стимулирующей зависимости заработной платы от качества и результатов труда, - до 100%.

36.  Увеличение удельного веса численности педагогов и руководителей государственных (муниципальных) образовательных учреждений, прошедших в течение установленного срока повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогов и руководителей образовательных учреждений до 90 %;

37.   Увеличение удельного веса численности педагогов в образовательных учреждениях, освоивших профессиональные компетенции, необходимые для реализации ФГОС, к 2016 году до 95% общей численности педагогических работников системы образования;

38.  Увеличение удельного веса численности руководителей, имеющих кроме профессионального образования, подготовку в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, к 2016 году до 95%  общей численности руководителей образовательных учреждений;

39.  Удельный вес численности педагогов ОО, прошедших обучение в условиях действия персонифицированной системы повышения квалификации, к 2016 году не менее 75 % в общей численности педагогических работников, прошедших обучение;

40.  Увеличение доли учащихся, успешно сдавших единый государственный экзамен по двум обязательным предметам, до 99% общего числа участвующих в ЕГЭ;

41.  Увеличение доли учащихся, успешно сдавших государственную итоговую аттестацию в новой форме, до 96,5% общего числа участвующих в ГИА;

42.  Повышение удельного веса учащихся, принявших участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, до 5,9% общего числа учащихся;

43.  Увеличение количества педагогических работников, прошедших аттестацию на первую и высшую квалификационную категорию, к 2016 году до  840;

44.  Доля молодых учителей до 35 лет,  улучивших  жилищные условия с помощью ипотечных кредитов,  к 2016 году составит 24% от общего количества  учителей  общеобразовательных учреждений;

45.  Увеличение доли образовательных учреждений, оснащенных современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, до 100% общего числа образовательных учреждений;

46.  Увеличение доли образовательных учреждений, использующих энергосберегающие технологии и энергетически эффективное оборудование, до 100% общего числа образовательных учреждений;

47.  Организация ежемесячных выплат денежных средств, в виде компенсации  родителям (законным представителям), имеющим детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, к 2016 году составит 100%.;

48.  Количество республиканских научных проектов, поддержанных в рамках научных конкурсов (грантовая поддержка), к 2016 году  до 35;

49.         Количество полученной научной и (или) научно-технической продукции (монографии, патенты, программы, публикации в рейтинговых изданиях, отчеты, образцы машин и оборудования, внедренные технологии и др.) к 2016 году до 149;

50.    Участие в конференциях, семинарах, выставках и симпозиумах  к 2016 году до 120.

Сроки реализации проекта

Реализация Программы будет осуществляться в 3 этапа:

1 этап – 2014 год;

2 этап – 2015 год;

3 этап – 2016 год.

Необходимое организационное обеспечение проекта

Проект   реализуется совместно с Министерством культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания, Министерство  по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания, Министерство  по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания.

Необходимое информационное обеспечение проекта

Представление информации на  региональном уровне (не реже 1 раза  в  месяц) о ходе реализации проекта.  Размещение информации в региональных и муниципальных СМИ а так же на сайте Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания edu15.ru

 

Источники ресурсов, необходимых для  реализации  проекта

Федеральный бюджет. Софинансирование из регионального бюджета.

Программа финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания. Общий объем финансирования составляет 15 744 158,2 тыс. руб. в том числе по годам:

2014 год –  5 060 658,5 тыс. руб.,

2015 год –   5 310 504,1 тыс. руб.,

2016 год –  5 372 995,6 тыс. руб.

Из них:

Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания –15 732 440,2 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год –  5 056 752,5 тыс. руб.;

2015 год –  5 306 598,1 тыс. руб.;

2016 год –  5 369 089,6 тыс. руб.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания -9 468,0,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год –  3 156,0 тыс. руб.;

2015 год –  3 156,0 тыс. руб.;

2016 год –  3 156,0 тыс. руб.

Министерство  по делам молодежи, физической культуры и спорта Республики Северная Осетия-Алания-2 250,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год –  750,0 тыс. руб.;

2015 год –  750,0 тыс. руб.;

2016 год –  750,0 тыс. руб.

Объемы финансирования государственной программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей федерального и республиканского бюджета.

 

 

 

 

 

Ссылка для блогов